октябрь 2022
Паблик-арт
на улице Пушкина
ВЫСТАВКА-ИССЛЕДОВАНИЕ
октябрь 2022
Паблик-арт
на улице Пушкина
ВЫСТАВКА-ИССЛЕДОВАНИЕ
Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
Паблик-арт
на улице Пушкина
ВЫСТАВКА-ИССЛЕДОВАНИЕ
октябрь 2022

Паблик-арт — это искусство, которое находится в городском пространстве, работает с контекстом места и направлено на диалог со зрителем.
Выставка паблик-арта на улице Пушкина разместилась от Арт-Сквера до сквера Мусы Джалиля и включила в себя работы восьми художников. Каждая работа привлекает внимание к особенности или проблеме, связанной с этой улицей.
Мотивы воды, историческое наследие
Как в воду
кануть
Забытые пространства
Галерея «Гараж»
Забытые пространства
Сказ о медведихе
Мотивы воды, историческое наследие
Каждому дому по фонтану!
Рефлексия ощущений
Аудиогид
Забытые пространства
Галерея
«Гараж»
Происхождение названия
Сапоги-сандали
Мотивы воды, историческое наследие
Сказ улицы
Происхождение названия
60 Маяковских
Забытые пространства
Сказ о медведихе
Забытые пространства
Галерея «Гараж»
Забытые пространства
Сказ о медведихе
Мотивы воды, историческое наследие
Как в воду
кануть
Мотивы воды, историческое наследие
Каждому дому по фонтану!
Рефлексия ощущений
Аудиогид
Забытые пространства
Галерея
«Гараж»
Происхождение названия
Сапоги-сандали
Мотивы воды, историческое наследие
Сказ улицы
Происхождение названия
60 Маяковских
Забытые пространства
Сказ о медведихе
Аудиогид
ТЕМА
ОБ АВТОРЕ
ЛОКАЦИЯ
Рефлексия ощущений
Тимур — саунд-дизайнер. Основной род его деятельности — это озвучка видеоигр и кино. В свободное время он пишет музыку и всегда старается экспериментировать со звуком. Тимур создал звуковое сопровождение для нескольких выставок челябинских современных художников.
Арт-сквер, рядом с пешеходным переходом на улицу Пушкина, Пушкина 32, Пушкина 58, Пушкина 66
Тимур
Кагарманов
Это не обычный аудиогид: в нём нет слов, слушателя по улице ведёт звуковой коллаж с музыкальной подложкой. Каждый из стерео-каналов отражает свою сторону улицы — в правом ухе правая сторона, в левой левая. В процессе прогулки слушатель более внимательно концентрируется на окружающей среде и узнаёт её по-новому.

Аудио-прогулка проходит через всю улицу, от Арт-сквера и до Челябинского государственного института культуры. Она разбита на четыре части по ходу движения.

Звуки собраны на улице Пушкина или отражают учреждения, которые на ней находятся, воспроизводят события, которые происходили на улице, её динамику. Например, около синагоги мы слышим традиционную иудейскую музыку, а на бульваре Славы — советские военные песни и торжественные звуки парада.
Интересно услышать случайно записанные обрывки разговоров и детский лепет, которые создают впечатление о том, какие люди живут на этой улице, а также периодически врывающийся в звуковую дорожку рёв мотоциклов — действительно, опрос антропологов выявил, что многие жители рядом с проспектом Ленина жалуются на шумных байкеров.

Встречаются моменты, когда в аудиодорожке не происходит ничего, остаётся только мягкий фоновый шум — такой тип шума называется розовым. Этот «цвет» Тимур выбрал, ознакомившись с колористической картой улицы трека истории — оказывается, в исторической застройке улицы преобладают розовые оттенки, в особенности на отрезке от проспекта Ленина до улицы Труда.
Послушайте аудиогид
Как в воду кануть
ТЕМА
ОБ АВТОРЕ
ЛОКАЦИЯ
Мотивы воды, историческое наследие
Софья Ракитина – студентка факультета графического дизайна в Central Saint Martins, Лондон. Фотограф, в своем творчестве экспериментирует с 3D-моделированием.
Строительный забор на Пушкина, 5
Софья
Ракитина
Софью привлекла тесная связь улицы Пушкина с водой, отмеченная всеми исследователями мастерской: на ней есть и пожарная станция, и фонтан, и множество труб, и барельефы ракушек.

Есть мистическая теория о том, что у воды есть память — способность сохранять в себе вещество, которое в ней растворили, сколько бы их не разбавляли. Эту способность воды «помнить прошлое» Софья интерпретирует в своей работе. В этой метафоре вода на улице Пушкина превращается в «реку времени» — поток событий, который хранит в себе всё, что когда-либо существовало, но уносит его далеко за пределы памяти.
Плакат находится на типовом бетонном заборе вокруг стройки и выглядит как сгусток воды, застывший в невесомости. Это своеобразный портал в прошлое или его зеркало — в воде отражается дом, который некогда находился по адресу Пушкина 3, но давно был снесен и стёрт из коллективной памяти горожан.

Команда историков Мастерской помогла художнице: коллеги поделились сведениями об утраченных домах и фотографиями, запрошенными в городском историческом архиве.
Каждому дому
по фонтану!
ТЕМА
ОБ АВТОРЕ
ЛОКАЦИИ
Мотивы воды, сохранение исторического наследия
Фотограф, дизайнер, оператор и режиссер музыкальных клипов. Работает с темами воды, отражений и размышлений о будущем.
Пушкина 71а, Пушкина 63, Пушкина 32, Пушкина 12
Олеся
Шестакова
Фонтан с ракушкой — необычный декоративный элемент на историческом доме ул. Пушкина 66/ ул. Тимирязева 29 со статусом Объекта культурного наследия, который невозможно упустить из внимания, если ты проходишь рядом.

Пристенный фонтан — объект с округлыми, сложными формами, он выделяется, пытается вырваться среди четко разграниченного пространства застройки старых домов и самого города. Поэтому фонтан искажается, расползается и приобретает совершенно разную форму в зависимости о того, что его окружает.
На всей улице Пушкина можно встретить много визуальных водных элементов: ракушки, решетки в форме корабля и чешуи, окна по форме иллюминатора, арки-акведуки. Все эти элементы расположены по улице, но на них мало кто обращает внимания. Фонтан и создание его копий по всей улице — поможет обратить внимание на данную характеристику улицы.

Олеся устраивает рекламу пристенному фонтану, чтобы привлечь внимание к уникальному объекту на доме ул. Пушкина 66/ ул. Тимирязева 29, а также с помощью него распространяем статус объекта культурного наследия каждому дому.
Галерея «Гараж»
ТЕМА
ОБ АВТОРЕ
ЛОКАЦИЯ
Забытые пространства
Куратор и галерист. Дизайнер интерьеров частных и общественных пространств. Популяризует современное искусство в Челябинске, поддерживает молодых художников. Художница-керамист и многодетная мама.
Неиспользуемый гараж во дворе Пушкина, 30
Лариса
Депершмидт
Во дворе дома по адресу Пушкина, 30 находится зеленое и укромное дворовое пространство в свободном доступе для пешеходов. Раньше там располагался детский сад, сейчас его здание заброшено, а территория перешла в распоряжение спортивной школы олимпийского резерва «Конас». На территории двора также находятся гаражи, которые находятся в собственности города. Эта территория сейчас носит маргинальный, неухоженный характер: жители сообщили, что там часто ночуют бездомные и выпивают чужие люди. Между тем, территория бывшего детского сада и гаражей свободно доступна и для детей, что не может не беспокоить.

Лариса решила привлечь внимание к двору на Пушкина, 30, превратив его заброшенные гаражи в поп-ап галерею. Это формат художественной галереи, предполагающий отсутствие постоянного помещения, который временно размещается в самых неожиданных пространствах. Лариса совместно со своей коллегой, Еленой Масловой, использовала два гаража для экспонирования инсталляций, проведя рядом с ними субботник.
Конечно, гаражи не стали полноценными галереями, в них не проводится электричество и не производится капитальный ремонт. Поэтому это название условно и переводит происходящее в категорию акции — становится важным не только само искусство, которое нашло себе место в гаражах, но и сам акт переосмысления их функции.

Форма работы самой Ларисы — инсталляция. Основные объекты, которые использованы в ней: пустая детская кроватка и стул около неё. Эти объекты представляют собой декорации для уютной сцены — представляется мать или нянечка, которая убаюкивает ребенка. На стене керамическими буквами ручной работы выложено стихотворение из «Сказки о царе Салтане» Пушкина — строки, которые знакомы с детства многим из нас.

Арт-объект привлекает внимание к неблаго-устроенной дворовой территории и предлагает подумать о её ревитализации, а также отсылает к её прошлой функции — детскому саду — работая с образами и темами детства.
Сказ о медведихе
ТЕМА
ОБ АВТОРЕ
ЛОКАЦИЯ
Забытые пространства
Художница, бакалавр и магистр экономических наук по образованию. Координатор выставочных проектов в LARISA DEPERSHMIDT ART GALLERY.
Неиспользуемый гараж во дворе Пушкина, 30
Елена
Уфимцева
Инсталляция Елены располагается еще в одном гараже во дворе дома на Пушкина, 30, дополняя работу Ларисы Депершмидт. Она основана на «Сказке о медведихе» — малоизвестном сказе автора, который сохранился только в черновой рукописи. Вопрос о целостности произведения и его завершенности остается открытым.

Содержание сказки следующее: медведица с медвежатами пошли по лесу гулять. Встретившийся им мужик с рогатиной медведицу убил, а шкуру ее и трех медвежат подарил жене. Узнав о случившемся, медведь воет, сокрушаясь о своей медведице. На встречу к нему приходят звери, и на этом сказка обрывается.
Медведица в проекте Елены — заброшенный детский сад, медведь — его бывшее здание, потерявшее своё содержание. Звери здесь — автор инсталляции, исследователи и пользователи двора, задающие вопросы о необходимости его благоустройства.

Паблик-арт — это рукописное полотно с текстом сказки, расшитое в авторском стиле художницы.
На нѐм написаны 84 строчки текста произведения А. С. Пушкина «Сказка о медведихе». В композиции использован вручную расшитый плюшевый медвежонок — атрибут, отсылающий к теме детства.
Сапоги-сандали
ТЕМА
ОБ АВТОРЕ
ЛОКАЦИЯ
Происхождение названия улицы
Художник, фотограф, кожевенный мастер. Илья о себе: «Я не ограничиваю себя стилистически или содержательно. Живопись, фотография или дизайн — это просто части жизни, которую я живу».
Арка дома на Комунны, 69
Илья
Фролов
Работа Ильи — это анаморфная настенная роспись. То есть, она предназначена для просмотра с определенных точек.

Дома по адресу Коммуны, 69 -негласная граница исторических периодов. Если пойти от него в сторону улицы Труда, можно наблюдать в основном сталинскую застройку и дореволюционные объекты культурного наследия, а в сторону проспекта Ленина начинается отрезок эпохи нулевых.

Роспись заигрывает с обоими периодами. В арке с помощью оптической иллюзии спрятана фраза «Трали-вали, сапоги-сандали». Это отсылка к профессиям жителей улицы в XIX веке, многие из которых занимались кожевенным и сапожным ремеслом. Так как Илья и сам работает с кожей и по сути является современным ремесленником, для него важно отдать дань уважения этому наследию.
С другой стороны, сама фраза, которую он использует, осталась с нами из 1990-х. Это невинная детская песенка, но ее мутные корни теряются в уголовном, «блатном» жаргоне, который был тогда так популярен, а продолжение этой рифмы имеет несколько вариаций продолжения разной степени цензурности. Таким образом Илья напоминает о детстве тех времен — сочетании свободы, приключений, но и некоторой опасности, неблагополучности, социальной беззащитности.

Чтобы прочитать каждое из четырех слов, нужно встать на определенную точку вокруг арки. Это заставляет зрителя перемещаться в непривычных направлениях и смотреть на арку с непривычных ракурсов.
Сказ улицы
ТЕМА
ОБ АВТОРЕ
ЛОКАЦИИ
Рефлексия эмоций от улицы
Юлия Краюшкина — художница и фотограф, которая работает с коллажами, делает небольшие зины и деликатные уличные арт-интервенции.
Коммуны 69, Пушкина 60а, Пушкина 63, Пушкина 32, Пушкина, 67, контейнер благотворительной организации «Вещеворот»
Юлия
Краюшкина
Серия небольших арт-интервенций Юлии представляет собой таблички, которые воспроизводят отзывы из 2ГИС о шести разных местах на улице Пушкина. Трогательные и честные слова, перенесенные на них с бережным сохранением авторской орфографии и пунктуации, местами довольно забавной — это своеобразный народный «голос об улице», который Юля сделала слышимым. Работа также объединяет людей: проходя мимо места на улице, можно узнать, что думал о нем когда-то совершенно незнакомый человек, или какая история произошла с ним на этом месте.
«Сказ улицы» напоминает о том, что всё когда-либо сказанное сплетается в единую ткань, составляющую образ места.

Таблички были выполнены методом ручной вышивки на холсте, натянуты на тонкую ДСП и размещены на стенах с помощью крючков для картин. Это акт доверия художницы ко всем, кто проходит мимо, ведь эти таблички легко снять и унести с собой. Так и произошло: через 3 дня после монтажа 4 из 6 табличек уже отсутствовали и были заменены наклеенными на стены домов миниатюрными постерами.

60 Маяковских
ТЕМА
ОБ АВТОРЕ
ЛОКАЦИЯ
Происхождение названия улицы
Фотограф, режиссер документального и экспериментального кино, куратор мастерской ДокКино в Летней Школе, преподаватель фотографии в МИДиС.
Дверь на Пушкина, 60
Илья
Ремезов
Улица Пушкина стала называться в честь поэта-классика в 1937 году, чтобы почтить его память в юбилейный сотый год со дня его смерти. Фактической связи названия с содержанием улицы нет, и можно даже сказать, что оно ей навязано.

Илья, узнав об этом, решил переименовать улицу Пушкина в улицу Маяковского на небольшом участке дома по адресу Пушкина, 60. В этом доме есть неиспользуемая дверь парадного подъезда, которую он выкрасил в желтый цвет и наклеил на ней 60 фотографий поэта-футуриста. Над дверью разместилась самодельная табличка с номером дома и новым названием улицы. Илья предлагает назвать улицу в честь Маяковского, так как это исторический противник классической поэзии, и Пушкина в том числе.
В манифесте футуристов «Пощечина общественному вкусу» 1912 года, который эпатажно заявлял о разрыве с существующей литературной традицией, предлагалось «Сбросить Пушкина с парохода современности». Текст манифеста был сочинён Бурлюком, Кручёных и Маяковским в течение одного дня в гостинице «Романовка» в Москве.

Все составляющие инсталляции выполнены в черно-желтых тонах — в честь знаменитой фотографии Маяковского, где он позирует в желтой блузе. ​Как говорил сам поэт: «Я — нахал, для которого высшее удовольствие ввалиться, напялив желтую кофту, в сборище людей, благородно берегущих под чинными сюртуками, фраками и пиджаками скромность и приличие».
Эта работа-акция — социальный эксперимент.
На самом деле Илья не преследовал цели «сбросить Пушкина из названия улицы», скорее он хотел заставить жителей улицы задуматься о том, насколько они привязаны к этому названию и насколько оно важно для идентичности улицы.
Работа встретила яркую реакцию и сопротивление со стороны жителей в процессе создания и поэтому была добровольно уничтожена художником сразу после завершения. После этого неизвестный предпринял попытку перекрасить дверь в коричневый цвет. Такой она и остаётся сейчас.
Над выставкой работали
КУРАТОРЫ
Алиса Жихарева, Намор Вотилав, Ян Посадский

ХУДОЖНИКИ
Тимур Кагарманов, Софья Ракитина, Олеся Шестакова, Лариса Депершмидт, Елена Уфимцева, Илья Фролов, Юлия Краюшкина, Илья Ремезов

ФОТОГРАФ
Максим Тарасов
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website